Постоянная рубрика «Компаса»: «Исторический литературный ежедневник»

Сегодня в постоянной рубрике «Компаса» «Исторический литературный ежедневник» рассказ о человеке незаурядном, его называли первым российским поэтом-сатириком.

В этот день 12 января в 1758 году родился Дмитрий Горчаков.

Подлинный успех пришел к нему с написанием и постановкой комических опер. Помимо обычных для этого жанра развлекательных мотивов, занимательной, но несложной интриги, Горчаков зачастую вводил в свои оперы элементы подлинной сатиры. Довольно неожиданно вставлял в куплеты действующих лиц явственные намеки на различные злоупотребления екатерининских вельмож и чиновников.

В опере «Калиф на час» (1786) содержались злые нападки на бессовестных правителей, от злодейства которых «государь почитается мучителем».

В «Счастливой тони» (1786) Горчаков представил целый ряд сатирических образов: франта, судейского чиновника- крючкотвора, бездарного одописца, шарлатана и тому подобное.

В «Бабе-Яге» (1788) Дмитрий Петрович вывел подьячего Взяткина.

В последней своей комической опере — «Беспечный» (1801) Горчаков обрушился на «слепое подражание» иностранному, в какой-то мере предвосхищая подобную критику в «Горе от ума».

Но истинный общественный успех сопутствовал сатире Горчакова, которая наиболее полное и демократическое выражение получила в его посланиях, беседах, притчах. Употребляя в своих сатирах прямые выпады против пороков различных должностных лиц самого высокого звания, указывая на крупные злоупотребления его времени, Дмитрий Петрович вместе с тем поднимался до больших и глубоких сатирических обобщений.

Сатира Горчакова исходила, по его выражению, из общественной позиции человека, обличающего все, что «сердце рвет в отечестве моем». Дмитрий Петрович в своих стихах обрушился на «улыбательную сатиру», провозглашенную Екатериной; он был, по шутливому титулу А. Ф. Воейкова, «экзекутором при наказании сатирическим бичом разврата, ябеды и грабительства». Наиболее известны его сатиры:

«Он и я» (1790),

«К другу моему» (1790—93),

«Беспристрастный зритель нынешнего века» (1794, 1805),

«Послание к князю С. Н. Долгорукому» (1807 —11).

В послании этом Горчаков Д.П. выражает свои выстраданные мысли о роли сатиры в век «дурачества и лихоимства», когда только она может противостоять злу, «связавшему языки». В своих обличениях Горчаков не поднимался до отрицания самодержавно-крепостнического строя, но нельзя не заметить и глубокого скепсиса его, неверия в возможность искоренения пороков без серьезных общественных перемен. Он едко замечал, что обличаемые им пороки в то время искоренятся разве лишь «после дождичка в четверг». Большое количество сатир Горчакова из-за цензурных условий при его жизни не печаталось, но расходились они весьма широко в рукописных копиях.